Ответственность за нарушение природоохранного законодательства.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ПРИРОДНЫХ

                                                                       ЗАПОВЕДНИКАХ

    Согласно статье 33 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. № 33-Ф3 охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников (далее — заповедники) и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территорий заповедников и национальных парков, работники которой входят в штат соответствующих природоохранных учреждений.

Государственные инспектора сформированы с целью усиления охраны природных комплексов и объектов и контроля за соблюдением установленного режима и иных требований природоохранного законодательства.

В своей деятельности  государственные инспектора руководствуются законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, иными законодательными и нормативными правовыми актами, в том числе нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, актами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования , настоящими Методическими рекомендациями, приказами и распоряжениями директора заповедника (национального парка).

 Права государственных инспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) и Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» государственным инспекторам по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков предоставлены следующие права:

-Осуществлять доставление (принудительное препровождение) физического лица в целях составления протокола (при невозможности его составления на месте), в помещение милиции или в иное служебное помещение (ст.27.2. КоАП). То есть госинспектора вправе доставить нарушителя также в помещение заповедника или национального парка, что ранее действовавшими правовыми актами не предусматривалось. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении.

-Проводить личный досмотр и досмотр вещей (ст.27.7. КоАП):

осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения;

личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола;

-в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств;

-Осуществлять досмотр (то есть обследование) транспортного средства (ст.27.9. КоАП):

-осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения;

— в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств;

— Производить изъятие вещей и документов (ст.27.10 КоАП).

— Производить арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст.27.14. КоАП), явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения:

— Составлять протоколы об административных правонарушениях (ст.28.3 КоАП) предусмотренных ст.8.39 КоАП (нарушения режима или иных правил охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях);

-предусмотренных ч.1 ст.19.4. КоАП (неповиновение законному распоряжению лица, осуществляющего государственный контроль);

-предусмотренных ч.1 ст.19.5. КоАП (невыполнение законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный контроль);

-предусмотренных ст.19.7. КоАП (непредставление сведений (информации), представление которых предусмотрено законом).

— Выносить определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного правонарушения (ст.28.7 КоАП).

— Проверять (ст.34 ФЗ «Об ООПТ») разрешения на право пребывания на территориях заповедников и национальных парков у лиц, находящихся на этих территориях;

-документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на территориях заповедников и национальных парков и их охранных зон.

— Задерживать на территориях заповедников, национальных парков и их охранных зон лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (ст.34 ФЗ «Об ООПТ»).

— Беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территориях заповедников, национальных парков, их охранных зон для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (ст.34 ФЗ «Об ООПТ»).

— При исполнении служебных обязанностей (ст.34 ФЗ «Об ООПТ»):

применять в установленном порядке специальные средства — наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак, носить, хранить и применять служебное огнестрельное оружие.

-Пользоваться также всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды (ст.34 ФЗ «Об ООПТ»).

Права должностных лиц государственной лесной охраны предусмотрены статьей 77 Лесного кодекса Российской Федерации и Положением о государственной лесной охране Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. № 150.

Права должностных лиц (государственных инспекторов) других федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды установлены статьей 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, в том числе:

посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (при этом требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом);

статьей 31 Федерального закона «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ, в том числе:

производить остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции, в том числе и во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки.

Помимо вышеперечисленных прав, главным государственным инспекторам по охране территорий заповедников и национальных парков и их заместителям предоставлено право:

-Рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. 23.25. КоАП), предусмотренных ст.8.39. КоАП (нарушения правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях).

Согласно ст. 29.6. КоАП дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Согласно же ст. 4.5. КоАП РФ постановление по делу о нарушении законодательства об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

— Предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам заповедников, национальных парков, их охранных зон в результате нарушений установленного режима (ст.34 ФЗ «Об ООПТ»).

-Запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон (ст.34 ФЗ «Об ООПТ»).

-Направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

2.1. Административная ответственность.

2.1.1. Общие требования.

Вопрос о привлечении физического или юридического лица к административной        ответственности должен решаться в строгом соответствии с требованиями ст. 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП):

В соответствии со ст. 2.9. КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо, уполномоченное решить дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В этом случае, согласно ст.29.9. КоАП по результатам рассмотрения выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Согласно ст. 2.7. КоАП не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем вред предотвращенный.

Согласно ст. 2.8. КоАП не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать характер и противоправность своих действий вследствие хронического либо временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Административная ответственность за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях устанавливается статьей 8.39.КоАП:

Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедниках, национальных парков , природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

2.1.6. Ответственность иностранных граждан.

Согласно ст. 2.6. КоАП:

иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях;

вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами, разрешается в соответствии с нормами международного права.

.2.1.9. Неуплата административного штрафа.

Административная ответственность за неуплату административного штрафа устанавливается частью 1 статьи 20.25 КоАП:

Статья 20.25. Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста

1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, — влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

2.2. Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность за экологические преступления в сфере особо охраняемых природных территорий и охраны биологических ресурсов установлена рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).

Статья 256. Незаконная добыча водных животных и растений

1. Незаконная добыча рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений;

в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;

г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

2. Незаконная добыча котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 258. Незаконная охота.

1. Незаконная охота, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 260. Незаконная порубка деревьев и кустарников

1. Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих в лесной фонд, если эти деяния совершены:

а) группой лиц;

б) утратил силу;

в) лицом с использованием своего служебного положения;

г) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий десять тысяч рублей, крупным размером — сто тысяч рублей, особо крупным размером — двести пятьдесят тысяч рублей.

Статья 261. Уничтожение или повреждение лесов

1. Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового.

Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.